Территория для всех

Территория для всехПрогрессивной тенденцией российского образования является включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обучение вместе с обычными детьми. Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Одной из глобальных стратегических целей социальной политики Российской Федерации на сегодня является обеспечение качественного доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на всех возрастных этапах. Данная цель обозначена в майском указе президента от 07.05.2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” в ред. от 21.07.2020 г.

Интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное воспитательно-образовательное пространство важна и для окружающих его сверстников, так как способствует формированию у них адекватного восприятия детей с особенностями в развитии, толерантности, эмпатии, желания поддерживать, опекать и помогать. Исследования показывают, что дошкольный возраст является наиболее восприимчивым для развития перечисленных особенностей.

“С марта 2021 года в нашей республике реализуется проект “Детский сад – территория для всех: интеграция детей с особыми возможностями здоровья в воспитательно-образовательное пространство”. Проект по организации инклюзивного образования в детских садах является пилотным и реализуется республиканской Ассоциацией педагогов-психологов при поддержке Фонда президентских грантов в 10 дошкольных образовательных организациях РСО–А. Он охватывает все 9 муниципальных образований республики – 2 детских сада – во Владикавказе. В оргкоманду вошли опытные педагоги, чьи знания и опыт позволяют реализовывать столь важные социальные инициативы. Это координатор по психосоциальной работе Лейла Доева, специалист по дошкольному образованию Светлана Гиоева”, – рассказала руководитель проекта, председатель ассоциации Татьяна Чшиева, и добавила, что взаимодействие государства и общественной организации позволит сообща решить важные проблемы, касающиеся развития и духовно-нравственного воспитания детей.

Важное место в проекте отводится обучению педагогов-психологов и логопедов пилотных детских садов. 25 педагогов успешно прошли в полном объеме курс обучения по программе “Интеграция детей с ОВЗ в воспитательно-образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения” (108 часов). Часть занятий провел известный специалист из Санкт-Петербурга, психотерапевт и психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент Игорь Добряков. Большой интерес у слушателей вызвало его занятие по теме: “Невротические расстройства у детей раннего и дошкольного возрастов. Профилактика отклонений и их коррекция при возникновении”. На занятиях также присутствовали представители СОРИПКРО, Министерства образования и науки РСО–А.

“Несомненно, эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки кадров. Педагог, особенно дошкольного образовательного учреждения, должен замечать разницу между педагогической запущенностью (невниманием семьи к раннему развитию ребенка или неправильным подходом к развивающим занятиям) и физиологическими особенностями развития, вызванными врожденными или приобретенными заболеваниями, генетической обусловленностью, неблагоприятным воздействием внешней среды. В рамках проекта разработан учебно-тематический план обучения воспитателей, в группах которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, не имеющие таких ограничений. Курсы планируются к проведению с сентября 2021 года”, – отметила Татьяна Чшиева.

Для всех пилотных детских садов приобретены комплекты дидактических материалов “Дары Фребеля”, при использовании которых под руководством специально подготовленных педагогов у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.

Одним из результатов проекта должно стать становление имиджа пилотных детских садов как муниципальных методических центров по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Отметим, что это не первая победа Ассоциации педагогов-психологов в конкурсе президентских грантов. В 2017 году победителем стал представленный проект “Аудиопутешествие в мир сказок”, успешно реализованный для 20 республиканских детских садов. Идея проекта заключалась в записи аудиокниг на осетинском языке с последующей публикацией в специально созданном Ахсарбеком Габараевым мобильном приложении под названием “Ирон чиныг”. Он вошел в ТОП-100 лучших проектов президентских грантов.


Яндекс.Метрика