С чего начинается инклюзия, или как создать равные возможности для детей

С чего начинается инклюзия, или как создать равные возможности для детейПоглощать жизнь, учиться, играть, дружить – этого хотят все дети, и ребята с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Да, им сложнее и страшнее постигать эту жизнь, но если создать определенные условия, то уже не так тревожно играть в развивающие игры, общаться со сверстниками, прислушиваться к своим маленьким желаниям.

И хорошо, что есть взрослые, задумывающиеся о праве на счастье каждого ребенка. В Северной Осетии такой доброй феей для дошколят с ОВЗ стала Татьяна Чшиева, председатель республиканской общественной организации «Ассоциация педагогов-психологов». Татьяна и команда энтузиастов ассоциации разработали проект «Детский сад – территория для всех: интеграция детей с особыми возможностями здоровья в воспитательно-образовательное пространство», выиграли с ним грант Президента России на развитие гражданского общества и внедрили свою модель инклюзивного образования в десяти детских садах республики.

– Министерство просвещения России ведет системную работу в сфере развития инклюзивного образования, которое понимается как совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Вся наша команда работает в общем образовании, со школами, детскими садами. Мы знаем проблему изнутри, видим детей, которым требуется особое внимание. Ребят с особыми возможностями здоровья становится больше. Поэтому и назрела эта идея. Педагог должен владеть основами работы с такими детьми. И речь не только о педагогах-психологах – спасибо нашей республике, что у нас они есть в большинстве организаций, – но и о просто воспитателях, учителях, которые должны быть в этой теме, – объясняет Татьяна Чшиева.

С чего начинается инклюзия, или как создать равные возможности для детей«Детский сад – территория для всех» является пилотным проектом для республики. Это пример взаимодействия государственных учреждений Северной Осетии с общественной организацией для реализации общей цели: успешного развития и формирования духовно-нравственного мира ребенка. Реализуется во всех девяти муниципальных образованиях: в детских садах Моздока, Беслана, Ногкау, Дигоры, Чиколы, Эльхотово, Октябрьского, а также во владикавказских ДОУ №88 и центре образования «Эрудит».

В организационную команду проекта входят координатор по психосоциальной работе Лейла Доева, специалист по дошкольному образованию Светлана Гиоева, специалист по информационно-коммуникационному сопровождению Ахсарбек Габараев. По рекомендации заведующих в каждом пилотном детском саду определен локальный координатор, в обязанности которого входят апробация материалов, проведение мероприятий с детьми и их родителями, работа с коллективом в рамках проекта.

Размер президентского гранта составил 2 млн 81 тысячу рублей. На эти средства для детских садов приобретены комплекты дидактических материалов «Дары Фребеля», при использовании которых под руководством специально подготовленных педагогов у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности, формируются элементарные математические умения. Педагоги-психологи и логопеды дошкольных образовательных учреждений прошли обучение по интеграции детей с ОВЗ. А для проведения занятий на местах в рамках реализации проекта был приглашен специалист из Санкт-Петербурга – психотерапевт и психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент Игорь Добряков.

– Проект у нас реализуется с 1 марта. Итоги мы подведем в декабре. Но, конечно, результаты положительные. Педагоги, которые занимаются с детьми с особыми возможностями здоровья очно, могут оценивать его состояние. Когда ему нужно сделать перерыв, или какая форма работы для него будет более эффективной. Например, от игровой формы перейти к форме общения. У нас есть детские сады, где эффективно используются при работе с особыми детьми средства драматерапии для формирования эмоциональной сферы детей. Вдобавок инклюзия несет пользу не только для ребенка с особенностями, но и для всех остальных воспитанников детского сада. Мы таким образом учим детей принимать своих сверстников и относиться к ним с уважением, по-дружески.

Мы не ставим себе целью за 10 месяцев ликвидировать все проблемы в этой сфере. Это невозможно. Но в обществе должно быть понимание, что такая работа необходима и должна вестись, что есть детские сады, в которых работу с инклюзией освоили лучше, чем в других. Чтобы они стали муниципальными методическими центрами. Мы специально выбрали по одному детскому саду в каждом районе, во Владикавказе два детских сада. Чтобы педагоги могли обмениваться успешным опытом работы. А успехов каких мы ожидаем? У детей могут улучшиться социализация, интеллектуальные и коммуникативные способности. В начале декабря мы проведем родительские собрания и узнаем, каких результатов добились, – рассказывает председатель республиканской общественной организации «Ассоциация педагогов-психологов».

Проект «Детский сад – территория для всех» – это не первая победа «Ассоциации педагогов-психологов» в конкурсе президентских грантов.
В 2017 году победителем стал проект «Аудиопутешествие в мир сказок» для 20 республиканских детских садов. Идея проекта заключалась в записи аудиокниг на осетинском языке с последующей публикацией в специально созданном Ахсарбеком Габараевым мобильном приложении «Ирон чиныг». Проект вошел в Топ-100 лучших проектов Фонда президентских грантов.

Екатерина ДЖИОЕВА


Яндекс.Метрика